Главная » 2013»Октябрь»24 » Концессия на кладбище незаконна. Еще инвесторы есть?
04:29
Концессия на кладбище незаконна. Еще инвесторы есть?
Последний месяц некоторые СМИ упорно убеждают, что проекты частных инвестиций в похоронную отрасль, планируемые Правительством Москвы, не только «сверхвыгодны», но и будут гарантироваться местными властями…
Даже некоторым сегодняшним похоронным бизнесменам видится какая-то перспектива дальнейшего увеличения капитала, если будут реализована схема «государственно-частного партнерства». Одной из форм такого ГЧП является концессионное соглашение, при котором субъект предпринимательства наделяется исключительными правами на извлечение прибыли от эксплуатации общенародной собственности в обмен на создание необходимой инфраструктуры.
На первый взгляд эта схема может работать на благо общества. И она действительно работает на благо в условиях растущих и расширяющихся рынков. Обладание исключительными правами гарантирует инвестору доход, а обществу появление дополнительных материальных благ в виде зданий, сооружений и других материальных полезностей.
Обратная сторона такого концессионного соглашения – уничтожение или присвоение аффилированным с властью концессионером всей предыдущей инфраструктуры, созданной до него, сокращение рабочих мест у его конкурентов, перекладывание растущих расходов бизнеса на потребителя и другие результаты реализации «права сильного».
В условиях растущего и расширяющегося рынка вредные последствия практически не ощущаются обществом. Вытесненные бизнесмены могут инвестировать в другие направления, уволенные работники переходят на другую работу, растущие доходы населения компенсируют рост их затрат.
Но в условиях падающего или недостаточно быстро расширяющегося рынка, во времена кризисов или других «переходных состояний» экономики, такие исключительные права приводят только к негативным для общества процессам. Вытесненные конкуренты не могут инвестировать в другие отрасли – там такое же падение, уволенные работники не могут найти новую работу – растет безработица и социальное недовольство, потребители (они же работники других отраслей) экономят на всем и предъявляют к власти не только экономические, но и политические претензии.
В таких условиях любые политики (да и общество в целом) скорее пожертвуют «исключительными правами» такого концессионера, чем своим местом или социальной стабильностью.
В общем, на фоне московских инвестиционных лозунгов в СМИ практически незамеченным остался прецедент в г. Бокситогорске, где сначала УФАС Ленинградской области оспорила концессию на создание и эксплуатацию кладбища, затем это решение было утверждено Федеральным Арбитражным судом, а затем сами же чиновники муниципалитета попали под «компенсацию» концессионеру.
История «бокситогорской концессии»
В 2009 году между Администрацией МО Бокситогорское городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и ИП Егоровым по результатам конкурса было заключено концессионное соглашение, предметом которого являлось строительство и введение в эксплуатацию первой очереди Бокситогорского городского кладбища с последующим предоставлением концессионеру (ИП Егорову) права эксплуатации (владения и пользования) объекта соглашения - кладбища, для осуществления деятельности по похоронному обслуживанию населения сроком на 10 лет.
Поскольку концессионером были выполнены свои обязательства по соглашению – построена первая очередь нового кладбища, в 2010 году ведение кладбищем было передано ИП Егорову в соответствии с условиями соглашения.
Постановлением Администрации от 28.12.2010 № 541 ИП Егоров был признан специализированной службой по осуществлению похоронного обслуживания населения и содержания городских кладбищ.
Начиная с I квартала 2012 года, ИП Егоров в соответствии с концессионным соглашением начинает реализацию своих концессионных прав по возврату инвестиций. Очевидно, что для возврата вложенных средств он вынужден закладывать расходы по созданию кладбища в цену своих товаров и услуг, что снижает его конкурентоспособность перед остальными участниками этого рынка. Используя переданные ему администрацией МО разрешительные функции, он требует от других участников рынка заключения с ним, как с концессионером договоров, смысл которых сводится к тому, что услуги, от которых он ранее планировал возмещать затраты на создание кладбища, оказывает он, а не его конкуренты.
В итоге жалоба в УФАС Ленинградской области приводит к ПРЕДПИСАНИЮ по делу № 495-04-4361-А/11, где предписывается:
1. Прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче в эксплуатацию (прав ведения и пользования) общественного кладбища хозяйствующему субъекту - Индивидуальному предпринимателю Егорову Сергею Валерьевичу (далее – ИП Егоров), а именно:
- отменить Постановление Администрации Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области «Об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта «Новое Бокситогорское городское кладбище – первая очередь строительства» от 24.11.2010 № 473 в части дачи разрешения ИП Егорову на осуществление деятельности по эксплуатации нового Бокситогорского городского кладбища, расположенного по адресу: Ленинградская обл. г. Бокситогорск, район бывшего аэродрома (пункт 2);
2. Прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с хозяйствующим субъектом (ИП Егоровым) соглашения, ограничивающего конкуренцию – (концессионного соглашения от 02.11.2009 № 2), а именно:
- исключить из концессионного соглашения от 02.11.2009 № 2 положения, ограничивающие конкуренцию: пункты 40 и 41;
3. Прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении концессионного соглашения от 02.11.2009 № 2 с ИП Егоровым без проведения торгов и впредь не допускать нарушений антимонопольного законодательства при проведении торгов.
Понятно, что концессионер ИП Егоров С.В. обжаловал решение УФАС в Арбитражный суд.
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области 09 октября 2012 года вынес решение по делу № А56-44166/2012, в котором подтвердил правильность предписания УФАС Ленинградской области, после которого ИП Егоров перестал быть концессионером и возможность возвращения средств через монопольное оказание услуг.
Тогда бывший инвестор-концессионер ИП Егоров С.В. снова обратился в тот же Арбитражный суд С.-Пб и ЛО с взысканием с Администрации МО г. Бокситогорска о возмещении своих затрат на создание муниципального кладбища в размере 1 087 965 руб. 76 коп. – суммы «документально подтвержденных расходов».
Ответчик, Администрации МО г. Бокситогорска, которая втянула инвестора в сомнительную концессию, обещая что «ведение любой деятельности, связанной с похоронным обслуживанием на территории объекта соглашения прочими компаниями и частными лицами допускается только с письменного согласия концессионера», или как сегодня пишут в СМИ про г. Москву «обеспечить загрузку похоронных домов», на суде начинает «сливать» своего инвестора-концессионера, заявляя:
- «концессионное соглашение расторгнуто без дополнительных условий, в период его действия истец извлекал доход от пользования имуществом»;
- «истцом не соблюдены требования о строительстве основных средств и регистрации права муниципального образования на них»;
- «не переданы объекты»;
- «не оформлен землеотвод»;
- «не получены разрешение на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию»;
- «не изготовлены кадастровые паспорта»;
- «истец не доказал размер средств, затраченных на строительство, а само концессионное соглашение не соответствует закону».
Почему-то у меня лично есть основания полагать, что реальные затраты неудачливого инвестора-концессионера были больше, чем «документально-подтвержденные расходы» и эти затраты никто ему никогда не вернет.
ВОПРОС:
Еще есть желающие инвестировать с целью выведения прибыли во время кризиса в похоронную отрасль, относящуюся социально-значимым услугам?